Boris Suranov (suranov) wrote,
Boris Suranov
suranov

Category:
  • Mood:
  • Music:

53-летию живаго великаго БГ

Продолжаю обнародование своих историцких интервью с БГ. Ниже выкладывается беседа с Маэстро, случившаяся на репетиционной точке "Аквариума" в конце мая далекого 1990 года.

Фото сделано мною тогда же.

БГ: «У меня очень много разных планов…»

(Интервью, взятое в конце мая 1990 года на репетиционной точке «Аквариума»)


- Борис, вчера видели тебя на презентации фильма «Город», где, кроме всего, играла группа «Трилистник». Какие впечатления?

- Я очень рад, что мои друзья занимаются делом, в плане музыки.

- Как тебе фильм «Город»?

- У меня очень и очень плохое отношение к фильму. У «Города» нет ничего общего с искусством.

- А с «митьковщиной»?

- «Митьки» - это группа художников. И одно дело – когда это группа художников, другое – когда на экране беспробудные попойки, образ жизни бессмысленный и нелепый. Дело в том, что существует культура, которая является своеобразным путем к Богу. И существует бескультурье, которое сводится либо к пьянке, либо к драке, либо к чему-то еще. То, что было вчера на экране, - похабно, мне это было очень тяжело видеть.

- Недавно в ленинградских и московских кооперативных киосках звукозаписи появились записи «Аквариума» за этот год под названием «Феодализм». Это что, новый альбом группы?

- Такого не может быть! Кто-то опять совершил пиратство. Альбом еще только выйдет. И будет называться по-другому: «История «Аквариума». Том 3». А пока его еще не существует. И долго не будет существовать.

- Ты только что вернулся из Англии. С какими новостями?

- В Англии тихо идет работа своим чередом. И вообще, у меня очень много планов в разных странах.

- Если не секрет - каких?

- Секрет.

- Будет ли задействован в новом альбоме Дэйв Стюарт?

- Нет. Дэйв занят своим альбомом, я своим. Единственное, что могу сказать, - это то, что альбом вновь выйдет на CBS. У меня с ними контракт на несколько пластинок. Больше ничего об альбоме говорить не буду. Поживем – увидим.

- В каких отношениях ты сейчас находишься с Лу Ридом? Что произошло между вами два года назад? Почему он отказался работать с тобой над «Radio Silence»? Ходят разные слухи…

- Я никаких отношений с Лу Ридом не портил. Мы с ним год назад встречались. И все вроде бы нормально. А по поводу совместной работы над пластинкой даже и речи не было.

- Как сам относишься к этой пластинке?

- С записью была интересная история. Пластинка же нравится не очень. Это просто была попытка поработать в нормальных студийных условиях. И для первой попытки, по-моему, неплохо.

- В «Кукише» вышла рецензия на «Radio Silence», сводившаяся к тому, что для тебя это своеобразный оттяг был.

- Я не оттягивался, к сожалению. Если бы я оттягивался, это было бы интересно. Это первая проба того, как это делается на Западе.

- Как тебе работалось над пластинкой без «Аквариума»?

- Вообще, без «Аквариума» мне работать просто физически трудно. «Radio Silence» мы могли бы записать все вместе, но не было никаких материальных возможностей вывезти туда всех.

- Чем можно объяснить уход многих музыкантов из «Аквариума»: Севы Гаккеля, Саши Титова?..

- Севка не выступает с нами уже давно. И по своим причинам: его темперамент, его характер не подходят для концертной деятельности. А так он не уходил. Он продолжает оставаться с нами. А на Сашкин уход повлияли наши личные с ним отношения. Он ушел – и слава Богу, так как он сейчас занимается массой других, не менее интересных вещей: работает с Курехиным, с Раховым и Кондрашкиным, с Ильченко. Кроме того, продюсирует женскую группу «Колибри». Он в «Аквариуме» исполнял лишь функцию басиста. А сейчас у него гораздо больше дел.

- Аквариум» использовал в своих песнях элементы фольклора практически всех народностей. Нет ли в планах группы экспериментов с еврейским фольклором?

- Во-первых, мы никогда не экспериментировали с фольклором. У нас как-то не было холодного желания экспериментировать. Что нравится - то и поем. Во-вторых, нам абсолютно все равно: польский это фольклор или еврейский.

- Муж Марины Капуро и руководитель группы «Яблоко» Юрий Берендюков как-то сказал, что неплохо было бы, если б «Аквариум» переключился на еврейскую музыку.

- Я не знаю, что он имел в виду: в шутку или всерьез он это сказал. На самом же деле, еврейская музыка мне лично не близка по духу. Юра – теоретик в значительной степени, ему видней. Мы же никогда никакой теорией не занимались.

- Кстати, тот же Берендюков утверждает, что никогда бы не взял гитару в руки, не познакомившись с теорией.

- Я никакой теории не знаю. Я сразу взял в руки гитару. И взял давно, о чем не жалею.

- Пишет ли «Аквариум» новые песни?

- А как же? Вот сейчас нам предстоят гастроли по Запорожью, где мы будем играть новые вещи, которые ранее не исполнялись. Но их немного. Ситуация в стране изменилась настолько, что песни не пишутся. Что-то пришло, а что-то ушло.

- А разве процесс написания песен как-то зависит от того, что происходит в стране?

- Вот и я раньше думал, что - нет. На практике оказалось иначе. Мы ведь сами песни не пишем. Просто через нас проходит то, что уже существует. Если ничего вокруг нас нет, то нам трудно о чем-то петь.

- Группа Дюши Романова «Трилистник» сможет достичь популярности «Аквариума»?

- Я как-то не думал об этом. «Аквариум» с самого начала не стремился стать популярным. Поэтому мы никогда не занимались вопросами популяризации.

- Нет ли у тебя желания поиграть в «Трилистнике»?

- Нет.

- Считаешь ли ты себя лидером «Аквариума»?

- У нас нет лидеров. Я всего лишь член группы.

- Кто сейчас в «Аквариуме» пишет большую часть песен?

- Тексты по-прежнему пишу я, музыку же делаем все вместе.

- Почему песня Патти Смит на пластинке «Радио Африка» значится как песня, написанная Б. Гребенщиковым и группой «Аквариум»?

- Что ты имеешь в виду? «Рок-н-ролл мертв»? Есть какие-то общие темы в музыкальном плане, но, мягко говоря, по тексту я что-то не заметил особой похожести с Патти Смит.

- А «песня в обработке Б. Гребенщикова» «Город золотой» на пластинке «Асса»?..

- За то, что делает фирма «Мелодия», я не отвечаю. Обычно же я всегда указываю авторов. А для «Мелодии» авторство не имеет никакого значения. В принципе, это и на Западе существует.

- А «Сергей Ильич», «Сталь», «Глядя в телевизор»?..

- Я не против вопросов, но против того, как ты их формулируешь! Давай соблюдать этику. «Рок-н-ролл мертв» с песней Патти Смит похожи лишь мелодией. Я написал ее через несколько лет после того, как услышал Патти. Когда я писал эту вещь, мне и в голову не приходило, что через некоторое время кто-то может усомниться в том, что эта песня моя. Это обычно получается подсознательно.

- Когда-то в среде рок-журналистов циркулировал так называемый «Перечень наиболее известных песен «Аквариума» с указанием источников вдохновения»…

- Да, это меня Артем Троицкий просил сделать. Я ему письмо написал, которое и ходит сейчас по Союзу. Мы с ним тогда «рубились», и я пытался ему объяснить, под каким настроением или влиянием написана та или иная вещь. Ну, и что же «Перечень»?

- Просто вот раньше указывались настоящие авторы или же источники вдохновения. Теперь это все как бы само собой приписывается тебе. Нет, я не хочу ни в чем обвинять, не имею на это права…

- Право имеет любой. Но имеет ли это смысл?

- Оставим тему. В начале семидесятых ты написал «Роман, который так и не окончен». Нет ли желания завершить?

- Нет, такого желания у меня нет. Да и зачем? Роман был написан слишком давно. Мне сейчас абсолютно неинтересно его заканчивать, роман уже неинтересен. Другое дело – «Иван и Данило». Вот эта вещь лично мне очень нравится. Да и потом, как это: есть желание или нет желания? Это ж не от желания зависит!

- Почему в прессе частенько встречаются интервью именно с тобой, а, скажем, не с Дюшей Романовым или Михаилом Файнштейном?

- Я не знаю, наверное, потому, что я лучше артикулирую... А в принципе, мне все равно: со мной это интервью или с Фаном. В конце концов, я читал вот твое же интервью с Дюшей. Ну и что? Ничего нового я там для себя не нашел.

- Напряжно ли тебе давать интервью?

- Нет, почему же? Очень даже забавно…

Интервьюировал Борис Суранов.

Опубликовано в сыктывкарском журнале «Кукиш», № 8, 1990 г.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments